Теперь определим новое событие. В данной задаче было бы разумным создать событие, позволяющее программисту, использующему данный компонент, анализировать текст перед занесением содержимого редактора в список и разрешить или запретить добавление текста в список. Следовательно, этот метод обязан в качестве параметра содержать текущее значение текста в редакторе и зависеть от логической переменной, которой программист может присвоить значение True или False. Кроме того, любой обработчик события в компоненте обязан зависеть от параметра Sender, в котором вызывающий его компонент передает ссылку на самого себя. Это необходимо делать потому, что в среде разработки Delphi один и тот же обработчик события может вызываться из нескольких различных компонентов и программист должен иметь возможность проанализировать, какой именно компонент вызвал обработчик. Итак, после слова type в секции interface перед определением TListAdd определяем новый тип метода:
type TFilterEvent=procedure(Sender:TObject; const EditText:string; var CanAdd:boolean) of object;
Далее определяем переменную этого типа в секции private:
FOnFilter:TFilterEvent;
И в секции published определяем свойство данного типа:
property OnFilter:TFilterEvent read FOnFilter write FOnFilter;
При определении нового свойства ссылаемся на переменную FOnFilter, а не на методы – они здесь не требуются. Теперь, если скомпилировать компонент с помощью редактора пакетов, можно обнаружить появление в инспекторе объектов события OnFilter. Однако если мы назначим ему обработчик и запустим проект на исполнение, то он может не вызваться. Это происходит потому, что мы нигде его не вызвали в нашем компоненте. Подходящее место для вызова события OnFilter – обработчик события OnClick для FButton, который уже реализован. Поэтому мы изменим код реализации ранее определенного метода BtClick:
procedure TListAdd.BtClick(Sender:TObject); var CanAdd:boolean; begin if length(FEdit.Text)>0 then begin CanAdd:=True; if Assigned(FOnFilter) then FOnFilter(Self,FEdit.Text,CanAdd); if CanAdd then begin FListBox.Items.Add(FEdit.Text); FEdit.Text:=''; FEdit.SetFocus; end else beep; end; end;
Итак, в приведенном выше фрагменте кода определяется логическая переменная CanAdd. При написании кода следует учитывать, что программист может не сделать обработчик события OnFilter. Поэтому устанавливаем значение переменной CanAdd по умолчанию равным True – все строки добавлять в список. Далее, перед вызовом FonFilter, следует проверить, а сделал ли программист обработчик события. Это достигается вызовом метода Assigned, который возвращает логическое значение. Для указателя вызов метода Assigned эквивалентен проверке P<>nil. Для метода объекта мы не можем использовать проверку FOnFilter<>nil, так как метод объекта характеризуется двумя адресами и такая проверка не будет разрешена компилятором. Но вызов метода Assigned прекрасно проверяет, был ли сделан обработчик события. Вышеприведенный код – абсолютно стандартный способ вызова обработчика событий из компонента.
Осталось протестировать обработчик события. Поместим два компонента TListAdd на форму, для одного разрешим добавление только целых чисел, а для другого – только слов, начинающихся с прописных английских букв. Соответственно код для обработчиков событий OnFilter будет выглядеть следующим образом:
procedure TForm1.ListAdd1Filter(Sender: TObject; const EditText: String; var CanAdd: Boolean); var I,N:integer; begin Val(EditText,N,I); CanAdd:=I=0; end; procedure TForm1.ListAdd2Filter(Sender: TObject; const EditText: String; var CanAdd: Boolean); begin CanAdd:=False; if length(EditText)>0 then CanAdd:=(EditText[1]>='A') and (EditText[1]<='Z'); end;
Код прост для понимания, единственным его нюансом является проверка того, что текст представляет собой не пустую строку, перед проверкой первой буквы текста в обработчике события ListAdd2Filter. Проведение такой проверки обязательно: строки в Object Pascal ‑ это объекты, и пустой строке соответствует nil-указатель. При попытке проверить первую букву пустой строки приложение попытается дереференсировать nil, что приведет к возникновению исключения. В данном случае это не страшно: перед вызовом обработчика событий FOnFilter из компонента TListAdd проверяется строка на ненулевую длину. Однако для компонентов, исходный текст которых вам недоступен, такая проверка является обязательной!
Скрытие свойств в инспекторе объектов
Предположим, вы делаете компонент для доступа к данным, например, потомок класса TTable. Допустим, в этом компоненте анализируется список таблиц, имеющихся в базе данных, и по каким-либо признакам (например, наличие поля определенного типа и с определенным именем) выбирается одна для работы. Для нормальной работы компонента имя этой таблицы должно заноситься в свойство TableName. Но это свойство отображается в инспекторе объектов! Программист, использующий этот компонент, может изменить его значение на этапе разработки, что, предположим, сделает компонент неработоспособным. И он будет прав! Если какие-то из свойств или событий нельзя изменять, они должны быть скрыты.
Мы продолжим работу над компонентом TListAdd и в качестве модельной задачи уберем из инспектора объектов свойство Cursor. Это свойство определено в секции published в классе TСontrol и отображается в инспекторе объектов для TListAdd с самого начала разработки компонента. Исходя из этого можно попытаться переопределить данное свойство в секции protected. Компилятор разрешит такое переопределение, но к желаемому результату это не приведет: свойство Cursor как было, так и останется в инспекторе объектов… Любое свойство, будучи однажды определенным в секции published, будет всегда отображаться в инспекторе объектов для всех потомков данного класса.
Для скрытия свойства из инспектора объектов используем две возможности компилятора Delphi, а именно:
- При объявлении нового свойства с именем, совпадающем с именем уже имеющегося свойства, ранее определенное свойство «затеняется».
- Свойства, которые имеют доступ только для чтения или только для записи, не отображаются в инспекторе объектов, даже если они объявлены в секции published.
Перед началом работы по скрытию свойства Cursor полезно удалить компоненты TListAdd с формы, иначе может произойти исключение при чтении ресурса формы. Итак, в секции private объявляем переменную FDummy:integer (имя и тип переменной могут быть любыми) и в секции published определяем новое свойство:
property Cursor:integer read FDummy;
Новое свойство обязано называться Cursor, тип его обязан совпадать с типом переменной, определенной выше, свойство должно быть только на чтение или только на запись. После компиляции компонента с помощью редактора пакетов следует вновь поместить компонент TListAdd на форму. Можно обнаружить, что свойство Cursor уже не отображается в инспекторе объектов.
Теперь немного усложним задачу. Предположим, необходимо, чтобы курсор был показан не в виде стрелки, а в виде песочных часов (crHourGlass). Для того чтобы изменить значение свойств по умолчанию, новое значение необходимо присвоить переменной в конструкторе. При попытке в конструкторе присвоить новое значение Cursor
Cursor:=crHourGlass;
компилятор Delphi выдаст диагностическое сообщение о том, что нельзя назначить новое значение переменной, предназначенной только для чтения. Если сделать новое свойство «только для записи», то компилятор выдаст уже другое диагностическое сообщение – о несопоставимых типах данных. Если же объявить переменную FDummy:TCursor и сделать ее доступной только для записи, то компилятор разрешит данное присвоение, но при этом вид курсора не изменится: он по-прежнему будет стрелкой.
Тривиальное решение данной проблемы – объявить класс-потомок TCustomPanel, в конструкторе которого нужно присвоить новое значение переменной Cursor, а от него уже производить наш компонент TListAdd. У такого решения имеется два недостатка:
- Оно ресурсоемко – размножаются виртуальные методы.
- Свойство мы прятали в инспекторе объектов от программиста, который будет использовать данный компонент. Мы же хотим работать с данным свойством.
Поэтому решение данной задачи выглядит следующим образом: в конструкторе TListAdd объявляем оператор:
inherited Cursor:=crHourGlass;
и все! Этого достаточно для изменения курсора.
Ранее мы пользовались служебным словом inherited только для вызова метода предка. Данная конструкция позволяет глубже понять значение inherited как обращение к классу-предку. Можно обращаться и к свойствам, и к методам. При обращении к свойству его можно как читать, так и присваивать ему новое значение; при этом служебное слово inherited стоит слева от знака присваивания. Аналогично можно вызывать скрытые методы предка. Обращения по иерархии выше, чем класс-предок, запрещено — конструкция
inherited inherited Cursor:=crHourGlass;
не будет скомпилирована.
На этом будем считать данный проект завершенным. В новом компоненте мы перехватили сообщение, редекларировали свойства, добавили новые свойства и события, спрятали ранее объявленное свойство. Все эти способы применяются для создания компонентов. Ниже мы рассмотрим еще один интересный способ.
Использование Hook-процедур для создания компонентов
Ранее уже упоминалось, что каждый потомок TWinControl имеет процедуру, которая принимает и обрабатывает сообщения. Если имеется ссылка на дескриптор окна (HWND), то можно определить адрес этой процедуры и, что более важно, подменить этот адрес и таким образом обрабатывать получаемые сообщения своим способом. Как правило, никто не пишет полностью обработчики всех сообщений; чаще вызывается старый метод по умолчанию. При этом новая процедура используется как фильтр: при поступлении какого-либо события выполняется код. Фактически это «шпион» в TwinControl: нас уведомляют о приходе какого-либо сообщения и можно выполнить какой-либо код. При правильной реализации Hook-процедуры TWinControl продолжает работать как обычно, не подозревая, что своими сообщениями он делится с кем-то еще.
Hook-процедура определяется следующим образом:
procedure(var Message:TMessage) of object;
Она зависит от переменной типа TMessage, в которой содержится вся информация о сообщении. Но определить эту процедуру – недостаточно. Она должна копироваться для каждого TWinControl, к которому будет присоединена. Это достигается вызовом WinAPI-метода MakeObjectInstance. В качестве параметра этот метод принимает метод объекта, делает его копию в памяти и возвращает адрес нового метода. Понятно, что при этом резервируются системные ресурсы, которые необходимо вернуть системе. Это достигается вызовом метода FreeObjectInstance.
Еще одно важное условие: перед разрушением TWinControl должна быть восстановлена связь со старой процедурой обработки сообщений, иначе ресурсы не будут возвращены системе. Значит, придется запоминать указатель на старую процедуру, который можно узнать вызовом метода Win API GetWindowLong с параметром GWL_WNDPROC. Этот указатель будет использоваться также для вызова обработчиков событий TWinControl по умолчанию. Обратный метод — SetWindowLong — используется для установки Hook-процедуры.
Итак, сформулируем задачу для следующего упражнения. Предположим, мы хотим создать компонент, который будет заставлять пищать при нажатии кнопки мыши другие компоненты – потомки TWinControl. Понятно, что данный компонент не следует показывать во время выполнения приложения, поэтому в качестве его класса-предка выберем TComponent. Имя класса определим как TBeepWnd. В секции private определим три переменные:
FOldProc,FNewProc:pointer; FControl:TWinControl;
Из названий ясно, что мы будем запоминать ссылку на старую процедуру в переменной FOldProc, ссылка на новую процедуру (после выполнения метода MakeObjectInstance) будет храниться в переменной FNewProc. И в переменной FControl будем сохранять ссылку на элемент управления, на который в данный момент «повешена» Hook-процедура. Определим три метода в этой же секции:
procedure HookProc(var Message:TMessage); procedure HookWindow(W:TWinControl); procedure UnhookWindow;
и в секции implementation реализуем их:
procedure TBeepWnd.HookProc(var Message:TMessage); begin case Message.Msg of WM_LBUTTONDOWN:begin {Our task} Beep; Message.Result:=CallWindowProc(FOldProc, FControl.Handle, Message.Msg, Message.WParam, Message.lParam); end; WM_DESTROY:begin {When window is about destroying, remove hook} Message.Result:=CallWindowProc(FOldProc, FControl.Handle, Message.Msg, Message.WParam, Message.lParam); UnhookWindow; end; {Call default handler} else Message.Result:=CallWindowProc(FOldProc, FControl.Handle, Message.Msg, Message.WParam, Message.lParam); end; end;
В самой Hook-процедуре перехватывается сообщение, на которое происходит реакция – WM_LBUTTONDOWN. Кроме того, любая Hook-процедура обязана обрабатывать сообщение WM_DESTROY. Это последнее сообщение, которое передается окну перед тем, как оно будет разрушено. Наша реакция – восстановить предыдущий метод вызовом описанного ниже метода UnhookWindow. И наконец, везде вызываются обработчики сообщений по умолчанию посредством метода CallWindowProc. Забыть обработчик события по умолчанию – то же самое, что забыть inherited в обработчике события, в 80% случаев это приведет к некорректному поведению приложения. Ни в коем случае нельзя забывать присваивать результат вызова метода CallWindowProc полю Result переменной Message! Код в этом случае работать не будет!
procedure TBeepWnd.HookWindow(W:TWinControl); begin if csDesigning in ComponentState then begin {Checking if component at design or run-time} FControl:=W; Exit; end; if FControl<>nil then UnhookWindow; {Remove hook if it was previously installed} if W<>nil then begin FOldProc:=pointer(GetWindowLong(W.Handle,GWL_WNDPROC)); {Determines address of old procedure} FNewProc:=MakeObjectInstance(HookProc); {Make copy in memory} SetWindowLong(W.Handle,GWL_WNDPROC,integer(FNewProc)); {Set new procedure} end; FControl:=W; {Store reference at control} end;
Этот метод используется для установки новой процедуры обработки сообщений. Сначала проверяется, на каком из этапов находится данный компонент: на этапе разработки или на этапе выполнения. Если компонент находится на этапе разработки, то есть выставлен флаг csDesigning в свойстве ComponentState, то сохраняется просто ссылка на компонент без установки Hook-процедуры. Это сделано для того, чтобы избежать установки Hook-процедуры на среду разработки Delphi. Если ранее эта процедура была установлена на другом элементе управления, она снимается посредством вызова метода UnhookWindow. После этого запоминается адрес старой процедуры (GetWindowLong), делается копия в памяти новой процедуры (MakeObjectInstance) и выставляется адрес новой процедуры (SetWindowLong). Используется приведение типов от integer к pointer, и наоборот – вызываемые методы требуют (или возвращают) переменные не совсем подходящих типов. И наконец, ссылка на элемент управления запоминается в переменной FControl, которую мы определили в секции private.
procedure TBeepWnd.UnhookWindow; begin if (FControl=nil) or (FOldProc=nil) or (FNewProc=nil) then Exit; {No hook was installed} SetWindowLong(FControl.Handle,GWL_WNDPROC,integer(FOldProc)); {Set old window procedure} FreeObjectInstance(FNewProc); {Free resources} FControl:=nil; {Initiate variables} FOldProc:=nil; FNewProc:=nil; end;
Данный метод восстанавливает старый обработчик события. Он вызывается из метода HookProc и должен еще вызываться из деструктора компонента – снимать Hook необходимо как при разрушении окна, так и при разрушении данного компонента. Метод SetWindowLong c адресом старого метода восстанавливает старый обработчик сообщений. После этого следует вернуть ресурсы системе вызовом метода FreeObjectInstance.
Итак, базовые методы для работы с Hook-процедурой определены. Теперь необходимо переписать деструктор, чтобы Hook-процедура снималась при разрушении данного компонента:
destructor TBeepWnd.Destroy; begin UnhookWindow; inherited Destroy; end;
И наконец, в секции published определим свойство, которое будет отображаться в инспекторе объектов:
property Control:TWinControl read FControl write HookWindow;
Для установки нового компонента ссылаемся на ранее определенный метод, который во время выполнения приложения немедленно «повесит» Hook-процедуру на компонент, который станет пищать при нажатии кнопки. Напомним, что вместо оператора Beep можно написать любой исполняемый код.
Тестируется компонент достаточно просто: ставится на форму, на которую ставятся и несколько компонентов-потомков TWinControl. После выбора на фоне компонента TBeepWnd при щелчке мышью в инспекторе объектов на поле Control разворачивается список, в котором присутствуют все определенные на форме TWinControl. Следует выбрать один из них и запустить приложение. При нажатии левой кнопки мыши на выбранном компоненте он издает писк.
Редакторы свойств и редакторы компонентов
Все, о чем рассказывалось в предыдущих разделах, относится к созданию кода приложения, которое будет распространяться для пользователей. Однако среда разработки Delphi позволяет модифицировать саму себя. Для этого не требуется знаний специального языка, поскольку все методы для изменения среды разработки пишутся на Delphi. Здесь эти методы, а именно редакторы свойств и редакторы компонентов, рассмотрены частично ‑ в плане создания инструментов для работы с компонентами. При чтении материалов данного раздела следует четко понимать, что конечный пользователь, работающий с вашим приложением, никогда не увидит ни редактора свойств, ни редактора компонентов – они создаются для программистов и работают только в среде разработки Delphi.
Редакторы свойств
Во время разработки приложения свойства отображаются в инспекторе объектов. Обратите внимание: свойства в инспекторе объектов редактируются по-разному. Некоторым свойствам (Width, Caption) можно определить только новое текстовое значение. Свойство типа Cursor предоставляет раскрывающийся список, щелкнув по которому можно выбрать значение. Свойство типа TFont имеет знак «+» слева; при щелчке по нему оно разворачивается, давая возможность модифицировать отдельные поля. Кроме того, справа имеется кнопка с тремя точками (elliptic button), при щелчке на которой появляется диалог редактора свойств.
Каждое из вышеперечисленных свойств имеет свой редактор, и большим преимуществом среды разработки Delphi является возможность создать свои редакторы свойств. Новые редакторы свойств довольно часто встречаются среди распространяемых компонентов. Но к ним надо относиться осторожно: первоначально выполнить тесты на компьютере, где при необходимости можно повторно инсталлировать Delphi. Как правило, они создаются квалифицированными программистами и претензий к коду не бывает, но часто забывают включить в распространяемый редактор свойств какую-либо DLL. После инсталляции такого редактора мы получаем ряд свойств, которые невозможно редактировать, – старый редактор перекрыт, а новый не работает…
Перед созданием нового редактора свойств имеет смысл подумать, стоит ли это делать, – среди стандартных редакторов, вероятно, можно найти подходящий. Если же придется делать редактор свойств, необходимо соблюдать правило: следует избегать создания редакторов для стандартных типов данных (integer, string и др.). Другие программисты привыкли к стандартным редакторам, и ваш может им не понравиться. Следовательно, придется проявить скромность и регистрировать редактор для своего класса, а не для класса TComponent. Если ваш редактор свойств понравится программистам, большинство из них смогут сами изменить регистрацию так, чтобы редактор работал для всех компонентов. Вопрос регистрации редактора мы обсудим ниже.
Итак, поставим модельную задачу, для реализации которой необходимо будет реализовать редактор свойств. Предположим, какой-либо компонент имеет свойство ‑ день недели. В принципе, для ввода дня недели можно воспользоваться стандартным редактором с выпадающим списком. Однако мы хотим, чтобы программист на этапе разработки мог вводить день недели, задавая либо его порядковый номер (1 ‑ понедельник, 2 ‑ вторник и т.д.), либо текст на национальном или английском языке. При вводе текста допускается смешение прописные и строчные букв.
Прежде всего необходимо создать компонент, в котором будет храниться день недели. Создадим новый компонент вызовом команды Component/New component. В качестве класса-предка выберем TComponent и дадим новому классу имя TDayStore. После этого установим компонент в палитру. Теперь надо решить, в каком виде хранить день недели. Ясно, что для однозначной идентификации и экономии ресурсов его следует хранить в виде целого числа с допустимыми диапазонами 1‑7. Однако, если мы собрались создавать редактор свойств, следует вспомнить правило о несоздании новых редакторов для уже имеющихся типов. Поэтому определим новый тип – TDayWeek, причем все операции с ним будем производить как с целыми числами. Определим переменную FDay в секции private компонента. Поскольку эта переменная будет инициализироваться значением 0 при отработке конструктора по умолчанию, а это число находится за пределами допустимых значений, необходимо переписать конструктор. В заключение определим свойство DayWeek в секции published для отображения его в инспекторе объектов. Окончательный вариант компонента выглядит следующим образом:
type TDayWeek=type integer; TDayStore = class(TComponent) private { Private declarations } FDay:TDayWeek; protected { Protected declarations } public { Public declarations } constructor Create(AOwner:TComponent); override; published { Published declarations } property DayWeek:TDayWeek read FDay write FDay; end; … implementation constructor TDayStore.Create(AOwner:TComponent); begin inherited Create(Aowner); FDay:=1; end;
Следует обратить внимание на редкую конструкцию определения нового типа
TDayWeek=type integer;
Таким образом, вводится новый тип данных, который имеет тот же размер, что и тип integer, все операции над этим типом данных осуществляются как с целыми числами. Смысл этой операции – объявить новый тип данных, чтобы наш редактор свойств был применим именно к нему и не затрагивал другие типы данных.
Теперь создадим редактор свойства TDayWeek. Для этого к имеющемуся проекту добавим новую форму, запомним ее под каким-либо подходящим именем (DayPropE.pas) и исключим из проекта. После этого откроем форму как отдельный файл и будем реализовывать в ней редактор свойств. На первом этапе форма нам не понадобится, но позднее мы реализуем на ней диалог.
Модуль для создания редакторов свойств называется DsgnIntf.pas (Design Interface), в нем определены базовый класс TPropertyEditor и классы-потомки, предназначенные для редакции стандартных свойств – TIntegerProperty, TFloatProperty, TStringProperty и др. Механизм работы редакторов свойств заключается в следующем:
- Он регистрируется в среде разработки Delphi вызовом метода
RegisterPropertyEditor. В качестве параметров этот метод
принимает следующие значения:
a) информация о типе свойств, для редакции которых предназначен данный редактор. Из-за наличия этой информации нам пришлось определять новый тип TDayWeek;
b) информация о компоненте, в котором применим данный редактор. Редактор будет вызываться не только для указанного компонента, но и для всех его потомков. Если установить это значение TComponent, редактор будет вызываться для любого компонента;
c) имя свойства, для которого используется данный редактор. Если имя – пустая строка, используются два вышеупомянутых фильтра;
d) ссылка на сам класс, описывающий новый редактор свойств, – среда разработки должна знать, что вызывать.
- Вызывается метод GetValue, когда необходимо считать текущее значение свойства из компонента. Этот метод для любого свойства возвращает строку, которая помещается в инспекторе объектов.
- Вызывается метод SetValue, когда программист ввел новое значение свойства в инспекторе объектов. В качестве параметра передается новая строка. В методе она должна быть проанализирована и приведена к типу редактируемого свойства.
Методы GetValue и SetValue являются виртуальными, при их переписывании создаются новые редакторы свойств. Итак, теперь можно начать создание нового редактора свойств.
Сошлемся в секции uses модуля DayPropE.pas на модуль DsgnIntf и определим в секции Interface новый класс:
type TDWPropED=class(TPropertyEditor) public function GetValue:string; override; procedure SetValue(const Value:string); override; end;
В секции реализации следует реализовать оба этих метода. При этом нам дополнительно потребуется список названий дней недели – в начальной постановке задачи требуется, чтобы программист имел возможность вводить день недели:
const DayWeek:array[1..7] of string = ('Понедельник', 'Вторник', 'Среда', 'Четверг', 'Пятница', 'Суббота', 'Воскресенье'); DayWeekEn:array[1..7] of string = ('Monday', 'Tuesday', 'Wednesday', 'Thursday', 'Friday', 'Saturday', 'Sunday');
Автор: Сергей Трепалин