Эх... Благословясь, приступим к
написанию статьи во второй раз. Почему "во второй"? Потому что у меня
"посыпался" винт. Это просто рок какой-то: пока я пишу программку на заказ, у
меня сначала глюкнул FlashFiler, потом упали Винды, потом грохнулся винт.
Интересно, что дальше? Сгорит мать? А потом террористы подсунут бомбу, и я
вообще взорвусь?! [Енота: смех - смехом, а ведь правда словно сглазил кто...]
Итак:
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ:
С начала. Мне нужно было написать перехватчик вызовов WinSock. Дабы любая
программа могла работать через SOCKS5-проксик. Я посчитал, что перехват вызовов
DLL'ки проще, чем судорожные попытки написать драйвер (да и сейчас так считаю).
Енота, правда, ехидно улыбалась и говорила "ну-ну", но я-таки справился. SOCKS
сниффер еще пишу, но в принципах перехвата уже разобрался :-) [Енота:
разобраться-то он действительно разобрался, а соксифиера нет до сих пор...]
КАК ВСЕ БУДЕТ:
Я предпочитаю не писать сухие статьи с кучей теории. Поскольку я люблю читать
работающий исходный код, то и здесь будет только исходный код. Все пояснения я
буду вставлять прямо в исходник - в виде комментариев. Впрочем, не надейтесь,
что вам будет достаточно выдрать отсюда исходник, и он скомпилится. :-) Это не
потому, что я специально что-то скрыл, а потому, что я вырезал кучу
вспомогательных процедур, которые каждый может написать сам. Если вы, все же,
паталогически ленивы - скачайте архив с полными рабочими исходниками. Оттуда
точно заработает.
ИСХОДНИКИ:
Наконец-то... начнем.
procedure DoDebugLoop;
{ собственно, это главная процедура перехватчика. большую часть времени он крутится именно в ней }
var
Event: TDebugEvent;
{ стандартная Win32 стректура. для интересующихся:
ЕDebugEvent = record
dwDebugEventCode: DWORD;
// тип пришедшего события
dwProcessId: DWORD;
// Id прерванного процесса
dwThreadId: DWORD;
// Id прерванного потока
case Integer of
0: (Exception: TExceptionDebugInfo);
1: (CreateThread: TCreateThreadDebugInfo);
2: (CreateProcessInfo: TCreateProcessDebugInfo);
3: (ExitThread: TExitThreadDebugInfo);
4: (ExitProcess: TExitThreadDebugInfo);
5: (LoadDll: TLoadDLLDebugInfo);
6: (UnloadDll: TUnloadDLLDebugInfo);
7: (DebugString: TOutputDebugStringInfo);
8: (RipInfo: TRIPInfo);
// эти части смотрите сами - не могу же я все разжевывать! :-)
end;
// следует добавить, что Microsoft - ребята странные. Функция GetThreadContext, при помощи которой
// реализуется пошаговая отладка и просмотр регистров, требует на входе хэндл процесса. а нам дают
// только его Id. после безуспешных поисков функции типа ConvertThreadIdToHandle [Енота: мечтатель,
// однако...] я решил, что придется заводить список запущенных потоков. в событии
// CREATE_THREAD_DEBUG_EVENT нам дают-таки хэндл. придется запоминать все созданные
// потоки (не забывая их забывать ( сорри :-) в EXIT_THREAD_DEBUG_EVENT). позже Sleepyhead сказал,
// что я все придумал очень правильно (ай да Кэтмар! ай да сукин сын! простите, классика :-) - так люди и
// делают. ну он большой, ему виднее :-) }
dwContinueStatus: DWORD;
{ как системе обрабатывать событие в ContinueDebugEvent. обнаружилось, что если это событие - не
исключение (EXCEPTION_DEBUG_EVENT), то этот флажок системе "по сараю". а если исключение, то есть
два варианта: DBG_CONTINUE - наш "отладчик" успешно обработал все сам, и DBG_EXCEPTION_NOT_HANDLED,
что значиит - передать исключение системе на обработку }
CurThread: DWORD;
{ хэндл потока, найденный в нашем списке потоков (см. замечание чуть повыше) }
HProc: DWORD;
{ хэндл процесса, который мы отлаживаем }
Context: TContext;
{ контекст потока. проще говоря - содержание его регистров }
ThreadList: array[0..99] of record Id, Handle: DWORD; end;
{ тот самый пресловутый список потоков, который мы своими ручками будем создавать и поддерживать.
в принципе, это должен быть список или динамический массив, ибо количество потоков, которые может
создать программа, заранее не известно, но не будем заморачиваться. код-то демонстрационный! }
RetAddr: DWORD;
{ здесь будет храниться адрес возврата из перехваченной API-функции (так, на всякий случай.
чтобы вы видели, как и откуда его можно добыть) }
BPAddr: DWORD;
{ в учебных целях мы будем перехватывать только одну функцию. поэтому вместо списка обойдемся
просто переменной. здесь будет храниться адрес первого байтика перехваченной функции }
OrigByte: Byte;
{ а здесь будет храниться сам первый байтик }
RestoreBreak: Boolean;
{ флажок, который указывает обработчику события EXCEPTION_SINGLE_STEP надо ли восстанавливать
точку останова. весь перехват выглядит так:
нашли стартовый адрес процедуры (это можно сделать просмотром таблицы экспорта у
соответствующей DLL-ки. как именно - здесь не пишу. или разбирайтесь сами, или качайте мои
исходники - там все есть. не то чтобы мне жалко, но к Debug API это имеет отношение весьма косвенное.
опять же, если народ будет очень интересоваться, сделаю статью с quick overview формата PE);
запомнили ее первый байт;
записали вместо первого байта код $CC (это Int3 - DEBUG_EXCEPTION);
по приходу DEBUG_EXCEPTION:
проверили, точно ли мы прервались на адресе нашей точки останова. если нет - не делаем ничего. иначе:
восстановили первый байт;
установили флажок SINGLE_STEP;
установили флажок ResoteBreak;
ожидаем прихода события EXCEPTION_SINGLE_STEP;
по приходу EXCEPTION_SINGLE_STEP:
если установлен флажок RestoreBreak:
вернули на место $CC;
сбросили флажок ResoteBreak; }
ProcessFinished: Boolean;
{ флажок, указывающий, завершился ли отлаживаемый процесс. Sleepyhead говорит, что иногда процесс
не завершается корректно (к примеру, отладчик, который отлаживает отладчик, который отлаживает
отладчик... [Енота: GNU's not Unix :-)]), поэтому если процесс не завершится сам, мы прибьем его руками }
begin
FillChar(ThreadList, SizeOf(ThreadList), 0);
HProc := 0;
{ хэндл процесса, который будем отлаживать. пока процесс не запущенным считается,
соответственно - хэндла нету }
ProcessFinished := True;
{ поскольку процесс не запустился, то он считается завершенным :-) }
BPAddr := 0;
{ точку останова уточним, когда загрузится нужная DLL }
RestoreBreak := False;
repeat
if not WaitForDebugEvent(Event, INFINITE) then break;
{ ожидаем прихода отладочного события. в реальном отладчике здеесь вместо INFINITE лучше
задать маленькую константу, ожидать в цикле, там же в цикле организовывать взаимодействие
с юзверем. или вообще для интерфейса отдельный поток создать }
dwContinueStatus := DBG_EXCEPTION_NOT_HANDLED;
{ поскольку большинство исключений мы не обрабатываем, то по умолчанию так и говорим системе }
CurThread := GetThreadHandleFromList(ThreadList, Event.dwThreadId);
{ просто поиск в массиве ThreadList. Id нам известен, ищем хэндл }
case Event.dwDebugEventCode of
{ проверим - а что, собственно случилось? }
CREATE_PROCESS_DEBUG_EVENT:
{ запустился новый процесс. запомним его хэндл, и сбросим флажок ProcessFinished }
begin
HProc := Event.CreateProcessInfo.HProcess;
ProcessFinished := False;
AddThreadToList(ThreadList, Event.dwThreadId, Event.CreateProcessInfo.hThread);
end;
EXIT_PROCESS_DEBUG_EVENT:
{ процесс завершился - значит, можно смело закрывать наш перехватчик. заодно установим
флажок ProcessFinished }
begin
ProcessFinished := True;
ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, DBG_CONTINUE);
{ это на всякий случай - чтобы ось точно прибила и процесс, и отладчик. в принципе,
оно не надо, но смотри выше комментарий к ProcessFinished }
break; { все, из цикла отладки можно смело выходить }
end;
CREATE_THREAD_DEBUG_EVENT:
{ процесс запустил новый поток. здесь у нас есть единственная возможность запомнить
его хэндл. так и делаем }
AddThreadToList(ThreadList, Event.dwThreadId, Event.CreateThread.hThread);
EXIT_THREAD_DEBUG_EVENT:
{ процесс завершил исполнение потока. забудем его хэндл }
DeleteThreadFromList(ThreadList, Event.dwThreadId);
LOAD_DLL_DEBUG_EVENT:
{ процесс загрузил какую-то DLL'ку. проверим, не та ли это, которая нам нужна. если та,
установим точку останова. текст процедуры смотрите ниже }
ProcessDLLExport(HProc, DWORD(Event.LoadDll.lpBaseOfDll));
UNLOAD_DLL_DEBUG_EVENT:
{ процесс выгрузил какую-то DLL'ку. по-правилам, это надо бы обработать, но поскольку
я перехватываю вызовы kernel32.dll, который всегда (за очень-очень редким исключением :-)
линкуется статически, то это событие я просто игнорирую. а вообще-то надо запомнить адрес
загрузки нужной нам DLL в LOAD_DLL_DEBUG_EVENT (ибо это единственный способ
идентифицировать DLL'ку), а здесь проверять - не наша ли это. если наша - обнулить BPAddr.
можете дописать сами - как любят говорить авторы книг: "в качестве упражнения" :-) [Енота: ага.
а сам, когда видит в книге эту фразу, разражается потоком нецензурной лексики :-)] }
WriteLn('unloading DLL: ', IntToHex(DWORD(Event.UnloadDll.lpBaseOfDll), 8));
EXCEPTION_DEBUG_EVENT:
{ какое-то исключение. проверим поточнее... }
case Event.Exception.ExceptionRecord.ExceptionCode of
EXCEPTION_BREAKPOINT:
{ это - точка останова. здесь мы уточним: наша или нет. дело в том, что система сама
генерирует это событие, когда процесс загрузился, но перед тем, как он запущен (полсе того,
как системный загрузчик загрузил процесс и все его DLL'ки. как раз перед тем, как исполнить
первую инструкцию процесса). плюс - мало ли, какой код внутри исследуемого процесса может
быть? так что... }
begin
dwContinueStatus := DBG_CONTINUE;
{ скажем системе, что это исключение мы обработали сами, пусть не напрягается }
Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL or CONTEXT_INTEGER or CONTEXT_SEGMENTS;
GetThreadContext(CurThread, Context);
{ получили контекст прерванного потока. больше всего нас интересуют IP и Flags.
остальные регистры запросили просто для полноты картины }
if (BPAddr <> 0) and (Context.EIP = BPAddr + 1) then
begin
{ если мы уже установили нашу точку останова и прервались именно на ней... }
RetAddr := ReadProcessLong(HProc, Context.ESP);
{ то получим адрес возврата из перехваченной нами функции. он нам не нужен,
на самом-то деле, это просто пример - откуда его брать. если вам нужны параметры -
ReadProcessLong(HProc, Context.ESP + 4) будет первым, ...+ 8) - вторым, и так далее... кстати,
ReadProcessLong - просто обертка для системной функции ReadProcessMemory. читает 4 байтика.
для удобства. думаю, что у вас не будет проблем сделать себе такую же :-) }
WriteLn('Return address: 0x', IntToHex(RetAddr, 8));
{ дальше - уменьшим IP на еденичку (чтобы исполнить ту инструкцию, которую мы
заменили на нашу точку останова)... реально, EIP-1 хранится в BPAddr. так и запишем... }
Context.EIP := BPAddr;
{ ...и восстановим оригинальный первый байтик этой инструкции }
WriteProcessByte(HProc, BPAddr, OrigByte);
{ установим флажок для того, чтобы система генерировала событие EXCEPTION_SINGLE_STEP.
в этом событии надо будет вернуть точку останова на место, иначе перехват состоится
ровно один раз :-) [Енота: а то бы читатель сам не догадался...] }
RestoreBreak := True;
Context.EFlags := Context.EFlags or EFLAGS_TRACE;
{ вышеприведенной инструкцией мы сообщаем системе, что хотим получать по событию
(EXCEPTION_SINGLE_STEP) после каждой исполненной в отлаживаемом процессе машинной команды.
кстати, значение константы EFLAGS_TRACE = $100 }
Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL;
SetThreadContext(CurThread, Context);
{ установим новое значение регистров потока }
end;
end;
EXCEPTION_SINGLE_STEP:
{ выполнена одна машинная команда. скорее всего, возниконовение этого события -
результат выполнения нашей точки останова, но кто знает? проверим флажки. если надо -
восстановим точку останова }
begin
dwContinueStatus := DBG_CONTINUE;
{ скажем системе, что это исключение мы обработали сами, пусть не напрягается }
Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL;
GetThreadContext(CurThread, Context);
if RestoreBreak and (Context.EIP >= BPAddr) and (Context.EIP <= BPAddr + 32) then
begin
{ это действительно "наше" событие. восстановим точку останова, чтобы перехватчик работал и дальше }
OrigByte := WriteInt3(HProc, BPAddr);
RestoreBreak := False;
Context.EFlags := Context.EFlags and not EFLAGS_TRACE;
{ сбросим флажок трассировки, ибо больше это событие нам не надо }
end
else
if RestoreBreak then
Context.EFlags := Context.EFlags or EFLAGS_TRACE;
{ вернем флажок трассировки, если событие не наше - нам ведь надо нашего дождаться.
у меня система сама скидывает сей флаг, так что на всякий случай... }
Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL;
SetThreadContext(CurThread, Context);
end;
end;
end;
if not ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, dwContinueStatus) then break;
{ все. смело позволяем отлаживаемому процессу исполняться дальше }
until False;
{ сюда мы попадем только при каком-нибудь сбое или завершении процесса.
на всякий случай (по совету SleepyHead'а) проверим: а точно наш отлаживаемый процесс
завершился? если нет - прибьем руками }
if not ProcessFinished then
begin
repeat
TerminateProcess(HProc, RetAddr);
if not WaitForDebugEvent(Event, INFINITE) then break;
if (Event.dwDebugEventCode = EXIT_PROCESS_DEBUG_EVENT) then break;
if not ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, DBG_CONTINUE) then break;
until False;
ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, DBG_CONTINUE);
end;
{ все. закончили :-) }
end;
{ а вот процедурка, которая устанавливает точку останова }
procedure ProcessDLLExport(PrcH, Base: DWORD);
var
DLLName: string;
ExpTbl: TExportHeader;
N: DWORD;
begin
if (BPAddr <> 0) then exit;
{ если уже установлена - не делать ничего }
if not FindExportTable(PrcH, Base, ExpTbl) then exit;
{ если не смогли найти в DLL'ке таблицу экспорта (мало ли...) - тоже ничего не делать }
DLLName := ANSILowerCase(GetASCIIZString(PrcH, ExpTbl.NameRVA + Base));
{ получили имя DLL'ки }
if (DLLName <> 'kernel32.dll') then exit;
{ не наша? если да - снова не делаем ничего }
N := FindExportIndexByName(PrcH, Base, 'AllocConsole', ExpTbl);
N := FindExportByIndex(PrcH, Base, N, ExpTbl);
{ нашли по таблице экспорта точку входа (если не нашли - опять же ничего делать не надо }
if (N = 0) then exit;
{ а если нашли - запомним необходимую информацию и установим останов }
BPAddr := N;
OrigByte := WriteInt3(PrcH, N);
{ WriteInt3 просто возвращает в качестве результата старый байтик, и на его место
записывает код $CC - инструкция Int3. когда система встречает эту инструкцию, она
генерирует исключение EXCEPTION_BREAKPOINT }
end;
Все. Не так страшен черт, как его малюют [Енота: или: не
так страшен Гейтс... :-)]. Остались мелочи.
Если вы запускаете процесс сами, не забудьте указать в CreateProcess
флажок DEBUG_ONLY_THIS_PROCESS, чтобы отладчик мог работать, и чтобы
процессы, которые может запустить отлаживаемая программа не отлаживались нами (а
зачем нам дочерние процессы? если хотим перехватывать вызовы и в них, проще
будет ловить непосредственно CreateProcess, и для каждого
"новорожденного" запускать свою копию отладчика. Тем более, что если мы
присоединяемся к уже запущенному процессу, то система по умолчанию ставит флажок
DEBUG_ONLY_THIS_PROCESS. Так что перехватывать CreateProcess
надежнее).
Если же вы хотите присоединиться к уже запущенному процессу, то узнайте его
Id (с помощью TaskManager в NT или программно), и смело пишите
DebugActiveProcess(ProcessId). В дальнейшем никаких различий между
работой с процессом, запущенным нами и процессом, к которому мы присоединились
"на лету" уже нет.
И еще: учтите, что если наш отладчик завершится, то система автоматически
прибьет и процесс, который мы имели счастье отлаживать. Способа "отсоединиться"
от процесса нет: взялся за гуж, не говори, что не дюж. :-)
Также замечу, что полезно обрабатывать возможные ошибки при вызове системных
функций. Здесь я их - в основном - смело игнорирую, но вам бы лучше так не
поступать.
Полные рабочие исходники можно взять с нашего сайта:
http://www.piranha-home.org./Если кто-то поможет в деле перевода
статьи на английский - буду очень благодарен.
Со всеми замечаниями смело обращайтесь на
keith@piranha-home.org. Также буду
не прочь узнать - помог ли я вам. Просто напишите письмецо, если вам понравилась
(и даже если не понравилась) статейка. Если вы скажете пару добрых слов
Еноте, будет совсем здорово. :-)
[Енота: как трогательно... :-)]
зыж (P.S. по-аглицки :-)
Если вдруг нечаянно вкрались ошибки - простите. Пишу в WordPad'е, так что
проверки правописания нет. :-) А ставить Word специально для проверок... Да ну
его в колодец!
|