Начинающие программисты (и я сам, когда начинал учить Delphi), задаются
вопросом: как же передать файл через сокеты, если кроме этого файла через сокет
передаётся ещё куча информации !? Вроде бы проблема не такая уж и сложная, но
всё же не из лёгких... После долгих поисков в интернете, я так и не нашёл ни
одной полезной статьи по этой теме. Вот я и решил исправить этот недостаток, и в
этой статье я постараюсь помочь решить эту проблему...
Напишем программу, которая сможет передавать файлы через сокеты (клиент и
сервер), и кроме этого другие команды, например какое-нибудь сообщение ! Клиент
будет принимать файлы или команды, а сервер - отсылать. Если же клиент будет всё
подряд записывать в буфер, то кроме файла, в нём будут и команды, а нам нужно
сделать так, чтоб файлы и команды не в коем случае не сливались ! Ещё нужно
учитывать, что если файл большой, то при пересылке, он разрежется на несколько
пакетов, то есть файл перешлётся не в одном пакете, а в нескольких, и событие
OnClientRead будет вызываться несколько раз... В этом и заключается основная
проблема передачи !
Чтоб можно было отделить команды от файла, сначала пошлём клиенту примерно
такую строку: "file#file.txt#16", то есть: команда + разделитель + имя файла +
разделитель + размер файла.
При получении данной команды, клиент перейдёт в режим приёма файла и всё подряд
будет записывать в буфер, до тех пор пока размер файла не будет равен размеру
принятых данных. Таким образом клиент отделит команды от файла !
И так приступим к написанию кода:
Начнём с сервера (он будет посылать файл):
Разместите на форму следующие компоненты: TServerSocket, TButton, TEdit,
TProgressBar и TStatiusBar. Расположите их как показанно на рисунке.
Установите у компонента TServerSocket, порт (port): 1001.
Установите у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true.
В строке , вводится название файла для передачи, кнопка TButton, используется
для передачи файла.
Сначала добавим буфер для файла в глобальные переменные:
var
Form1: TForm1;
MS: TMemoryStream; // Буфер для файла
Теперь сделаем, чтоб при создании формы, открывался сокет:
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
ServerSocket1.Open; // Открываем сокет
end;
При завершении приложения, нужно не забыть закрыть сокет:
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
ServerSocket1.Close; // Закрываем сокет
end;
При нажатии на кнопку посылаем файл:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Передаём файл
var
Size: integer;
P: ^Byte;
begin
MS := TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла
MS.LoadFromFile(Edit1.Text); // Загружаем файл в буфер
// Посылаем информацию о файл (команда # название # размер)
ServerSocket1.Socket.Connections[0].SendText('file#'+Edit1.Text+'#'+IntToStr(MS.Size)+'#');
MS.Position := 0; // Переводим каретку в начало файла
P := MS.Memory; // Загружаем в переменную "P" файл
Size := ServerSocket1.Socket.Connections[0].SendBuf(P^, MS.Size); // Посылаем файл
// Выводим прогресс
ProgressBar1.Position := Size*100 div MS.Size;
StatusBar1.SimpleText := 'Отправлено '+IntToStr(Size)+' из '+IntToStr(MS.Size)+' байт';
end;
На событие OnClientRead, компонента TServerSocket, впишите следующий код:
procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
if Socket.ReceiveText = 'end' then // Если клиент принял файл, то...
begin
StatusBar1.SimpleText := 'Клиент принял файл';
MS.Free; // Убиваем буфер
end;
end;
Это нужно для того, чтоб сервер убил буфер, только после того, как клиент
примет файл. Если убить буфер, сразу после передачи файла, то клиент не успеет
принять весь файл ! Как только клиент примет файл, он пошлёт серверу команду
"end", что значит файл принят, и сервер убьёт буфер.
Теперь сделаем чтоб наш сервер выводил немного информации о соединении:
На событие OnClientConnect, компонента TServerSocket впишите следующий код:
procedure TForm1.ServerSocket1ClientConnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
StatusBar1.SimpleText := 'Соединение установлено';
end;
А на событие OnClientDisconnect впишите:
procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
StatusBar1.SimpleText := 'Соединение не установлено';
end;
Вот сервер и готов ! Теперь перейдём к клиенту (он принимает файл) с пим
возни будет побольше:
Разместите на форуму компоненты: TClientSocket, две метки TLabel,
TProgressBar и TStatusBar.
Установите у компонента TClientSocket, порт (port): 1001 (как у сервера), а
переменную адрес (address): 127.0.0.1 (ваш IP).
Не забудьте установить у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true,
чтоб было видно наш текст.
В одном TLabel'е выводится имя фала, в другой размер файла.
Должно получиться что-то похожее на это:
Объявляем переменные и оду процедуру. Запишите переменные именно в private,
иначе ничего не будет работать:
procedure Writing(Text: string); // Процедура записи в данных в буфер
private
{ Private declarations }
Name: string; // Имя файла
Size: integer; // Размер файла
Receive: boolean; // Режим клиента
MS: TMemoryStream; // Буфер для файла
На событие создания формы, мы соединяемся с сервером и ждём передачи файла:
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
ClientSocket1.Open; // Открываем сокет
Receive := false; // Режим клиента - приём команд
end;
При завершении приложения, закрываем сокет:
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
begin
ClientSocket1.Close; // Закрываем сокет
end;
Так-же как и у сервера, сделаем чтоб клиент выдавал информацию о соединении:
procedure TForm1.ClientSocket1Connect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
StatusBar1.SimpleText := 'Соединение установлено';
end;
procedure TForm1.ClientSocket1Disconnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
StatusBar1.SimpleText := 'Соединение не установлено';
end;
Теперь нам нужно вписать код в процедуру Writing. Эта процедура нужна для
того, чтоб принятые данные записывать в файл. Код процедуры:
procedure TForm1.Writing(Text: string);
begin
if MS.Size < Size then // Если принято байт меньше размера файла, то...
MS.Write(Text[1], Length(Text)); // Записываем в буфер
// Выводим прогресс закачки файла
ProgressBar1.Position := MS.Size*100 div Size;
StatusBar1.SimpleText := 'Принято '+IntToStr(MS.Size)+' из '+IntToStr(Size);
if MS.Size = Size then // Если файл принят, то...
begin
Receive := false; // Переводим клиента в нормальный режим
MS.Position := 0; // Переводим каретку в начало буфера
MS.SaveToFile(Name); // Сохраняем файл
ClientSocket1.Socket.SendText('end'); // Посылаем команду "end", то есть файл принят
MS.Free; // Убиваем буфер
StatusBar1.SimpleText := 'Файл принят';
end;
end;
Теперь на событие OnClientRead компонента TClientSocket, впишите следующий
код:
procedure TForm1.ClientSocket1Read(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
var
Rtext: string; // Принятый текст
begin
Rtext := Socket.ReceiveText;
if Receive then // Если клиент в режиме приёма файла, то...
Writing(RText) // Записываем данные в буфер
else // Если клиент не в режиме приёма файла, то...
begin
if Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1) = 'file' then // Если это файл, то...
begin
MS := TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла
Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Определяем имя файла
Name := Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1); // Определяем имя файла
Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Определяем размер файла
Size := StrToInt(Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1)); // Определяем размер файла
Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Удаляем последний разделитель
Label1.Caption := 'Размер файла: '+IntToStr(Size)+' байт'; // Выводим размер файла
Label2.Caption := 'Имя файла: '+Name; // Выводим имя файла
Receive := true; // Переводим сервер в режим приёма файла
Writing(RText); // Записываем данные в буфер
end;
end;
end;
Таким образом, если файл большой, и событие OnClientRead будет вызываться ни
один раз, а несколько, то если клиент в режиме приёма файла, он будет записывать
данные в буфер, если же нет, то клиент определит принятую команду, и если это
файл, то перейдёт в режим приёма файла. Если вы чего-то не поняли, то прочитайте
код программы, я там не зря всё раскоментировал :-)
Ну вот и всё...
Клиент и сервер - готовы ! Сначала запустите сервер, а за тем клиента и
попробуйте передать файлы, размером в несколько мегабайт :-) Я без проблем
пересылал по сети файлы размером 10-12 Мб.
Удачи в программировании !
|